На выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» в музее «Новый Иерусалим» представили почти 70 картин знаменитых мастеров, многие из которых показываются впервые.По замыслу авторов проекта, полотна важнейших художников эпохи, Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, показаны в контексте уникальных по качеству работ других живописцев. Они взаимодействуют и дополняют друг друга, а еще наглядно иллюстрируют главные тенденции фламандской школы.
«Именно показ разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии — основная смысловая ось выставки, — поясняет куратор, доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков. – Другая ее задача — исследование взаимоотношений творческих индивидуальностей, возглавлявших деятельность художественных мастерских, их учеников и ассистентов, трудившихся над исполнением многочисленных заказов».
Одной из центральных частей экспозиции стали работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской из частной коллекции. Впервые публике представлено «Коронование Роксаны Александром Македонским». Это полотно иллюстрирует сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве.
Еще одно произведение — «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира». Как отмечают кураторы, оно задумывалось как часть серии для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже.Экспозиция из нескольких разделов рассказывает о процессе создания картин и формирования арт-рынка во Фландрии в XVII веке: как мастера общались с учениками, работали с арт-дилерами, коллекционерами.
На выставке интересно показаны тенденции, сходство и различия в подходе к коллекционированию работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех веков.
В нашей стране первые картины фламандцев появились в начале XVIII века, когда при Петре I стали массово закупать западноевропейские произведения. Приобретали вещи как в императорскую коллекцию, так и в частные собрания.
Например, в экспозиции есть «Мелеагр и Аталанта» Якоба Йорданса, приобретенный рафом Николаем Шереметевым.
Кроме того, посетители увидят единственную подписную работу женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.
Экспозиция дополнена работами Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса и рядом редких произведений авторов, чье художественное наследие исчисляется единичными экземплярами.
Комментарии