Российский духовно-культурный центр в Париже представил жителям французской столицы уникальную коллекцию работ одного из ярчайших живописцев русской диаспоры во Франции Александра Серебрякова. Речь идет о собрании картин, в которых сын знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой запечатлел различные уголки Парижа: Монмартр, Нотр-Дам, Латинский квартал и набережную Сены в утренней дымке. Все работы относятся к периоду 1930-1940-х годов.
По словам куратора экспозиции в центре на Бранли Павла Павликова, каждая из представленных картин — это приглашение прогуляться по улицам французской столицы. «Ценность выставленных здесь картин не только художественная, но и историческая. Вот так, например, выглядела знаменитая улица Муфтар чуть менее века назад. А здесь мы видим, как была обустроена площадь Согласия уже в период немецкой оккупации», — рассказал искусствовед.
Серебряков запечатлел многие уголки Парижа, которые уже окончательно исчезли после застройки во второй половине XX века. «Квартал Марэ претерпел серьезные архитектурные изменения после строительства Центра Жоржа Помпиду, а улицы Бобур и Бризмиш сильно изменились с того времени, когда по ним гулял художник», — отмечает Павликов. Во Франции Александр Серебряков оказался после революции. Он перебрался к матери в Париж в 1925 году. Именно здесь он постепенно пришел к одному из главных направлений своего творчества — увлечению архитектурным пейзажем.
В 1940-1950-е годы Александр Серебряков приобрел известность как мастер интерьера. Еще в 1934-1935 годах вместе с матерью выполнил росписи панно для виллы барона Ж.-А. де Броуэра «Мануар дю Реле» в Помреле в Бельгии. Художник был хорошо знаком с ведущими французскими дизайнерами Жан-Мишелем Франком, Эмилио Терри, Стефаном Буденом, Жоржем Жеффруа и др. Самостоятельно или в сотрудничестве с ними Серебряков работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков.
«Серебряков работал почти во всех областях изобразительного искусства, создал огромное количество произведений живописи, архитектуры, станковой и книжной графики, в театральном, кинематографическом и прикладном искусстве, — отметил Павликов. — Он очень много путешествовал, как по Франции, так и по другим странам Европы, но Париж всегда оставался для него главным городом его жизни, а парижский пейзаж — одним из наиболее любимых жанров в его творчестве».
Комментарии