Икона с тысячелетней историей в начале 1990-х была передана во Владимирский Княгинин монастырь. В 2009-м выяснилось, что она содержалась в храме в неработающей капсуле, из-за чего на ней появился грибок и плесень. Реставраторы Центра Грабаря чудом ее спасли. Впервые можно увидеть результаты их многолетней работы.
По легенде, Андрею Боголюбскому явилась сама Богоматерь, после чего он повелел написать икону. Она стала одной из самых почитаемых на Руси. В Боголюбове сохранилась церковь ХII века, где она находилась много веков. Из церкви был выход прямо в палаты великого князя, где его и убили заговорщики.
Тем не менее икона осталась на своем месте, пока в 1732 году служители церкви не решили сделать небольшой ремонт и расширить окна. В итоге большая часть храма обрушилась. Образ был погребен под завалами церкви Богоматери несколько лет. Когда икону удалось откопать, ее подновили и выставили в Успенском соборе во Владимире, закрыв серебряным окладом.
Древнюю живопись неизвестного мастера открыл в начале ХХ века Игорь Грабарь. Началась многолетняя реставрация, прерванная войной и возобновленная только в 1950-х.
Самое сложное испытание выпало иконе в конце ХХ века. В начале 1990-х ее передали в Княгинин монастырь и там загубили. Просто забывали включать витрину с климат-контролем, ставили рядом цветы и растения. В результате на ней появился грибок, образовалась плесень. Это открылось в 2009 году. Специалисты Центра Грабаря, во главе с Александром Горматюком, чудом ее спасли. Причем Владимир образ не покидал. После окончания 10-летней реставрации икона хранилось в фондах Владимиро-суздальского музея-заповедника.
Нынешняя выставка начинается как раз с истории ее реставрации, которая затянулась в общей сложности на сто лет. На столе в центре первого зала размещен экран размер в размер с икону, и на нем показано, как менялся образ с момента обнаружения экспедицией Игоря Грабаря и до сего дня. Рядом приведена хронология реставрации за век. Во втором зале представлены иконы, создававшиеся по мотивам Боголюбской, что передает ее значение для иконописной истории.
В третьем зале зрителей ждет встреча с самим образом. Сюда может заходить одновременно не более 10 человек и не более чем на 10-15 минут. Здесь созданы идеальный условия – 50% влажности воздуха и температура – 17-18 градусов. Приглушенный свет. Почти храмовая атмосфера.
Выставка Боголюбской иконы важна не только самим фактом показа древнего образа после многих лет реставрации. Она могла бы стать моделью того, как следует показывать хрупкие образы, чтобы и церкви угодить, и музейные условия соблюсти. Особенно сейчас, когда вопрос с экранированием «Троицы» остается открытым. Неизвестно, как рублевский образ чувствует себя в храме Христа Спасителя. Там тоже рядом цветы, и не факт, что капсула с климат-контролем держит нужную температуру и влажность. Эксперты опасаются комментировать ситуацию с «Троицей», но Александр Горматюк в разговоре с «МК» сказал, что для каждой древней иконы нужно создать свои условия.
Комментарии