Одну из самых известных и пронзительных пьес Островского здесь решили поставить в жанре трагического балагана. Мы не увидим исторических костюмов и богатых декораций — наоборот, в лаконичном пространстве хореографического класса все коллизии и повороты знакомого сюжета будут выглядеть только объемнее. Но при чем здесь вообще танцевальный зал?
— В первую очередь, речь в «Грозе» — о свободе и несвободе, — объясняет Константин Райкин. — Поэтому мы и решили сыграть спектакль в строгом пространстве со станками и лавками. Движения артистов — это выражение свободы. А станок, как некий канон и правило, — нечто противоположное. Да, без правил тоже нельзя, — но когда одни только правила, жизнь становится клеткой.
Учебные балетные станки действительно на сцене иногда превращаются в подобие загона — когда герои то и дело с шумом сдвигают их вокруг Катерины. А иногда в тяжелое ярмо — когда Кабаниха вдруг закидывает один из них на плечи. Казалось бы — уж ей-то что! А и она вынуждена балансировать, словно идет с коромыслом.
Катерину в спектакле играет молодая актриса Мария Золотухина (внучка народного артиста Валерия Золотухина). Это ее дебютная главная роль на сцене «Сатирикона». Актриса, правда, в «Грозе» видит свое — в первую очередь, конфликт между человеческими страстями и божественной чистотой.- До замужества Катерина, если можно так сказать, уже была готова к Царствию Небесному. Она любила такую свою жизнь, и эта некая святость давалось ей легко. Но потом она сталкивается в семейной жизни, как мы сейчас говорим, с абьюзом, со страстью к Борису, которую она никогда раньше не испытывала. И перед ней на весах — либо чистота и жизнь после смерти, либо запретная, но невыносимая для нее влюбленность, — рассуждает актриса.
Ее Катерина до последнего борется за то, чтобы сохранить в себе божественное — буквально повисает на уезжающем муже, цепляется за него как за последнюю ниточку, способную спасти ее от падения. Умоляет остаться. Но до того ли Тихону, когда ему вдруг представляется возможность вырваться из-под материнского гнета в Москву?
Тому, как Тихон чувствует себя на воле, команда спектакля посвятила отдельную импровизацию — Островский ничего об этом не писал, но в «Сатириконе» решили дофантазировать. Что тоже объяснимо — балаган ведь!
В спектакле много юмористических скетчей. Зависимость Тихона от матери и его легкомыслие великолепно иллюстрирует уморительная примерка костюма перед поездкой — Кабаниха крутит сына и так, и сяк, а детина паясничает, да так и уезжает с бирками-ценниками на пиджаке и брюках. Актуальная во все времена странница Феклуша на сцене раздвоилась — образ ее кажется чуть ли не мистическим, но это ощущение довольно быстро улетучится. Как и доверие к ее фантазиям про людей с песьими головами. Феклуша «далеко не ходила, а слыхать — много слыхала». Как в жизни: чем человек невежественней — тем громче всех.
В «Грозе» очень много разной музыки — от фольклорных песен до популярных шлягеров и танцевальных номеров. Стили и жанры перемешиваются неожиданно — им, как ни странно, удается мирно сосуществовать в общем сценическом полотне.
— «Гроза» — не бытовая пьеса, — настаивает Константин Райкин. — В ней есть что-то о человечестве вообще, какие-то догадки и пророчества. Надо только их увидеть.
Премьеру показывают во Дворце на Яузе. Ближайшие спектакли состоятся уже в начале сентября.
Комментарии