В день Святой Екатерины в Эрмитаже торжественно открыли петербургскую версию проекта «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Московский вариант выставки был представлен в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Этот совместный проект Эрмитажа и Пушкинского музея — оммаж одному из самых ярких героев века Просвещения, энциклопедисту, философу, первому художественному критику Дени Дидро.
«Полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже», — заметил, открывая выставку, Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
Судьбы Дидро и Эрмитажа, энциклопедиста и русской императрицы оказались тесно связаны. Когда философ решился продать свою библиотеку, покупателем стала Екатерина II. Купив библиотеку в 1765 году, императрица оставила ее в пользование философу до его смерти (поэтому книги прибыли в Эрмитаж только в 1785 году). Но мало того, что книги остались в распоряжении философа. Екатерина II назначила его «библиотекарем Ее Величества» и выплатила жалованье за 50 лет вперед. С этого момента в мире русская императрица начинает восприниматься как просвещенная властительница, а Россия — как европейская страна, для которой важны идеалы Просвещения.
В свою очередь Дидро стал человеком, который в знак признательности очень много сделал для России. Он оказывал помощь в выборе скульпторов и художников, которых Екатерина II приглашала в Россию. Этьен Морис Фальконе, который создал статую Петра I, приехал в Петербург по рекомендации Дидро. Его ученица Мари-Анн Колло, которая оставила нам прекрасный скульптурный портрет философа, делала и голову Петра для памятника, созданного Фальконе. Дидро опекал в Париже пенсионеров Императорской Академии художеств. И опека эта была отнюдь не формальной: он рекомендовал художников членам французской Академии, принимал художников у себя дома, помогал даже продолжить образование в Риме. Среди тех, кому помогал Дидро, известны имена скульптора Федота Шубина и Федора Гордеева, художника Семена Щедрина…
Наконец, Дидро помогал Екатерине II в ее закупках произведений искусства для Эрмитажа. Приобретение коллекции Луи Антуана Кроза, барона де Тьера, покупки картин на распродаже знаменитой коллекции Луи Жана Гэнья состоялись благодаря Дени Дидро. Полотна Джорджоне и Рафаэля, Тициана и Веронезе, Ван Дейка и Рубенса, Рембрандта и Ватто, которые сегодня гордость Эрмитажа, приехали в России с помощью Дидро. Именно эти покупки, как и поддержка философов-энциклопедистов, создали России реноме просвещенной, быстро развивающейся европейской державы. Укрепили ее статус в Европе и мире.
Благодаря покупкам Екатерины II и советам Дидро мы сегодня можем представить, как выглядели первые парижские открытые для всех выставки современного искусства. Среди более двухсот работ, представленных на выставке в Эрмитаже, — живопись и графика Буше, Фрагонара, Грёза, Ванлоо, Верне, Робера, Шардена, Никола Ланкре и Давида; скульптура работы Жан Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло (создавшей мраморный портрет Дени Дидро). И, конечно, книги и рукописи, самого Дидро, и его современников XVIII века.
В обзоре Салона 1763 года Дидро писал: «Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи, предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников».
Разумеется, Дидро имел в виду короля Людовика XIV. Хотя не менее (а может, и более) сделали для устройства первой публичной выставки в 1667 году Жан-Батист Кольбер (сегодня мы бы его назвали премьер-министром, а тогда его звали просто главным министром короля) и канцлер и ректор королевской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен. Но, положа руку на сердце, признаемся, что для нас королевские Салоны XVIII века навсегда связаны с именем Дени Дидро (1713-1784)… Поэтому — пусть будет благословенна его память.
Проект «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» — напоминание о ценности нашего наследия Просвещения и укорененности европейской традиции в культуре России.
Комментарии