В Концертном зале Чайковского проводили Год Рахманинова

В Концертном зале Чайковского проводили Год Рахманинова

Ознаменованный двумя грандиозными событиями — 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова и XVII Международный конкурс им. П. Чайковского — этот год стал богатым на музыкальные мероприятия. Такого ажиотажа давно не было! А проведение столь масштабных проектов в нынешнее непростое для всех время дорогого стоит и достойно высочайшего уважения.

Накануне Нового года музыкальная столица решила подвести итоги на большом праздничном концерте, прошедшем 19 декабря в Московской филармонии — в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Вновь на уже ставшую родной сцену вышли лауреаты XVII и Международного конкурса им. С. В. Рахманинова и Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Широкие фойе и сам концертный зал украшены невероятным зимним декором, будто вы буквально оказываетесь в сказке. Красочность вечера была подчеркнута художниками даже во время музыки — каждый концертный номер освещался под определенный цвет и картинку. А для полного погружения пустили в ход дым-машину, тем самым публика оказалась в едва уловимой воздушной дымке.

В качестве зимней увертюры для каждого отделения были выбраны знаменитые отрывки из сюиты «Метель» Георгия Свиридова. Российский Национальный Оркестр под управлением Клемана Нонсье (Франция) на высоком уровне исполнил «Зимнюю дорогу» и «Вальс». Лишенный резкости Клеман запомнился публике еще с Конкурса Рахманинова, завоевав заслуженное II место. Спустя год, набрав опыта работы и жизни в России, в его руках чувствуется уверенность перед авторитетным коллективом, который не спустит слабину. Деликатно Клеман работал с солистами, для которых сцена Московской филармонии давно стала родной.

Конкурс Чайковского в этом году стал негласным символом победы искусства над неистовым миром. Участники насчитывают географию больше 40 стран, а онлайн-трансляции побили все рекорды. Общепризнанный мировой эталон открыл в этом году новые таланты, за которых болели в дни прослушиваний и чествовали еще очень долго теплыми приемами.

Прошло полгода, а значит пришло время для осмысления — каждый артист, громко заявивший о себе летом, вырос в творческом плане. Кто-то исполнил свою визитную карточку, а кто-то решил показать свои новые грани. Так, лауреат I премии Ким Ке Хи (Южная Корея, скрипка) также блистательно исполнила концерт для скрипки Чайковского. А вот для Джорджа Харлионо (Великобритания, фортепиано) переосмысление себя как музыканта дало полную свободу мыслей. Не боясь третейского судьи, в Первом фортепианном концерте Чайковского Джордж смело, но без бунтарства, экспериментировал с динамикой и артикуляцией. При этом на сцене пианист чувствовал себя настолько гармонично и комфортно, что не упускал случая игриво улыбнуться, с детским любопытством разглядывая зрителей. Иван Сендецкий (виолончель, Россия) показал себя как тонкого лирика, выбрав размеренную программу — соло для виолончели из балета «Спящая красавица» Чайковского и совершенно проникновенный Вокализ Рахманинова в переложении для виолончели с оркестром.

Эффектные образы из оперных страниц Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова воссоздали талантливые Максим Лисиин (Россия, баритон) и обладатель Гран-При Конкурса Зинаида Царенко (Россия, меццо-сопрано). На концерте прозвучали всеми любимые номера, среди которых романтичная ария Князя Елецкого «Я вас люблю» из оперы «Пиковая дама» Чайковского, светлая ария Ольги «Я не способна к грусти томной» и ставшая народной ария Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Единственный представитель категории духовых инструментов Семен Саломатников (Россия, труба) для первого выхода выбрал Арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», надо сказать, что инструмент юноши буквально пел словами Пушкина. Ну, а ближе к фееричному завершению вечера Семен взбудоражил публику виртуозным «Полетом шмеля» Римского-Корсакова.

Масштабный марафон Рахманинова закрыли не менее масштабными Вариациями на тему Паганини, исполненными Иваном Бессоновым. В них Рахманинов раскрыл себя как композитор в полной мере, незамысловатая тема великого скрипача развернулась в самых неожиданных стилях и формах, с богатой колористичной оркестровкой.

Юбилей Сергея Васильевича в этом году отпраздновали очень пышно. Выставки, концерты, вернисажи, современные проекты, фестивали, лекции, конференции — не сосчитать сколько всего событий было проведено! Одна только цифра: 65 часов прозвучавшей музыки в целом будоражит воображение. Каждый город от Пскова до Южно-Сахалина внес свой вклад, присоединившись к всеобщему празднику.

В грядущем 2024 году эстафета передается юбилярам Михаилу Глинке (220 лет со дня рождения), Николаю Римскому-Корсакову (180 лет со дня рождения), Альфреду Шнитке (90 лет со дня рождения) и другим. Масштабы и форматы проведения могут абсолютно разными, но не это главное. Главное, чтобы праздник музыки не прекращался.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>