Можно ли интересно, ярко и со вкусом рассказать о работе директора парка? Можно, если речь о Парке Горького и его первом директоре — Бетти Глан. На фестивале «Горький в Парке Горького» 11 и 12 августа прошли показы музыкального спектакля «Фабрика счастья» о первых годах работы главного парка столицы, который недавно отметил свое 95-летие.
Но что же может быть интересного в истории создания парка? Разбили клумбы, поставили лавочки и аттракционы. Где интрига?
Но вот начинается представление… Подходят к концу нервные и трудные двадцатые годы XX века. В самом разгаре первая пятилетка, и юное советское государство с оптимизмом смотрит в завтрашний день — день торжества нового человека. А чтобы нового человека воспитать, нужны не заводы и комбинаты — страна нуждается в парках культуры. В 1928 году на берегу Москвы-реки, где еще совсем недавно высилась гигантская свалка, в рекордные сроки возводят Парк культуры и отдыха, который будет назван в честь Максима Горького. А в 1929 году директором новорожденного парка назначают двадцатипятилетнюю Бетти Глан, комсомолку и практически вчерашнюю гимназистку.
На протяжении 8 лет, с 1929 до 1937 года, управление «парком номер один» будет в хрупких руках этой уникальной женщины, что подарила Парку Горького его уникальный и неповторимый дух, сделала из обыкновенных клумб, дорожек и фонтанов, по выражению посетившего Советский Союз Герберта Уэлса, «Фабрику счастливых людей».
Первый советский карнавал, легендарная постановка оперы «Кармен» в зеленом театре, знакомство с Маяковским, Луначарским, Калининым и Сталиным, торжество культуры, знакомство с мужем, югославским коммунистом Миланом Горкичем, обвинение в троцкизме, суды, аресты и ссылка — жизнь первого директора Парка Горького была полна ярких и светлых, тяжелых и драматических эпизодов. Поэтому у драматургов при работе над спектаклем явно не было недостатка материала.
К спектаклю «Фабрика счастья» очень сложно придраться, настолько обаятельной получилась постановка. И главный секрет, несомненно, в музыке. Артисты DYP orchestra под руководством Петра Дранги становятся полноправными и важными героями спектакля, ведь без них не получилось бы создать яркую и оптимистичную ретро-атмосферу тридцатых годов. Каждый из номеров напоминает отрывок из любой, знакомой с детства, хрестоматийной советской музыкальной комедии — и в то же время не становится карикатурой.
Режиссеру Сергею Сотникову удалось рассказать биографию Бетти Глан, сумев выдержать баланс. История не кажется панегириком главному герою, реальному историческому лицу. В то же время спектакль умеет весьма ограниченными средствами создать полнокровный, яркий и живой образ умной и притягательной женщины, горящей одной единственной идеей — создать место, которые бы не просто развивало человека, но делало его лучше, чище и прекраснее.
Комментарии