Ведущим нынешней церемонии был актер Нил Патрик Харрис, многим известный в первую очередь по сериалу «Как я встретил вашу маму». Он открыл вечер музыкальным номером, в котором при помощи своих коллег Анны Кендрик и Джека Блэка признался в любви к кинематографу. Примерно через 3 часа 40 минут он закольцевал шоу пожеланием продолжать снимать кино.
По итогам вечера четыре награды достались «Бердмэну» и «Отелю «Гранд Будапешт». Три — у «Одержимости». Фильм «Отрочество», на съемки которого ушло 12 лет, получил всего один «Оскар». Российский «Левиафан», увы, остался без награды, уступив польской «Иде».
В главной «оскаровской» номинации победил фильм «Бердмэн, или Неожиданное преимущество невежества» мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Вторую часть названия картины принято опускать, и поэтому она забывается, хотя именно в ней заключается намек на финал фильма. Главный герой картины — актер Ригган Томпсон (Майкл Китон), когда-то добившийся славы и богатства благодаря роли Бердмэна. Он пытается возродить свою карьеру, поставив спектакль на Бродвее с собой в главной роли.
Фильм «Бердмэн» — это подготовка к премьере спектакля. Действие происходит по большей части в коридорах и гримерных, герои перемещаются под барабанную дробь, камера двигается за ними неотступно. За один прием снимали 10-15-минутные сцены, а для монтажа применяли невидимые склейки, чтобы создать ощущение непрерывного действия. Американская киноакадемия отметила работу оператора Эммануэля Любецки, и он забрал домой свой второй «Оскар».
Третью статуэтку фильм получил за лучший оригинальный сценарий, а четвертую — за режиссуру.
Один из наиболее запомнившихся выходов Нила Патрика Харриса как раз отсылал к «Бердмэну». Ближе к середине шоу Харрис разыграл одну из сцен из этого фильма и в итоге предстал перед зрителями в одних трусах и носках.
Еще одна отсылка в сценке Харриса — к фильму «Одержимость». На счету этой картины три «Оскара»: за лучший монтаж, лучший звук и лучшую мужскую роль второго плана. «Одержимость» — драма об отношениях между амбициозным барабанщиком (Майлз Теллер) и дирижером консерваторского джазового оркестра (Джей Кей Симмонс). Один герой стремится стать великим музыкантом, другой вроде бы хочет сделать из своих учеников великих музыкантов. Проблема в том, что методы, которые выбирает дирижер, способны довести до изнеможения и ненависти к себе даже самого способного и целеустремленного ученика.
Замысловатый «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона получил «Оскары» за лучшие костюмы, лучший грим и прически, лучшую музыку и за лучшую работу художника-постановщика. Здесь все вполне ожидаемо, хотя некоторые кинокритики остались недовольны тем, что картину оставили без приза за лучший оригинальный сценарий.
Вероятно, расстроенным домой ушел режиссер Ричард Линклейтер, на протяжении 12 лет снимавший фильм «Отрочество». Критики сходились в том, что он получит либо награду за режиссуру, либо уж его лента будет признана картиной года. В итоге в обеих номинациях победу одержал Иньярриту. У «Отрочества» — всего один «Оскар». Его получила Патрисия Аркетт за роль матери-одиночки Оливии. Победа 46-летней Аркетт ни для кого не стала сюрпризом: актриса собрала уже приличное количество кинопремий за роль в «Отрочестве», и «Оскар» казался логичным завершением сезона наград.
Свою речь Аркетт явно продумала заранее: она читала ее с листа. Сказав дежурное «спасибо» близким и режиссеру, она обратилась к теме неравенства женщин. «Настало время раз и навсегда добиться равной оплаты труда и равных прав для женщин в Соединенных Штатах Америки!», — закончила она свою речь, вызвав возгласы одобрения зрителей. Камера в тот момент выхватила лица Мэрил Стрип и Дженнифер Лопес: обе актрисы были в восхищении.
Лучшим актером был признан Эдди Редмэйн, сыгравший знаменитого физика Стивена Хокинга во «Вселенной Стивена Хокинга». Редмэйн считался одним из главных претендентов на награду. Перед актером стояла непростая задача: показать физическую деградацию человека и при этом донести до зрителей то, что внутренний мир ученого так же богат и даже богаче, чем до болезни. Ситуация усложнялась еще и тем, что оценку работе Редмэйна рано или поздно дал бы реальный Стивен Хокинг. Редмэйн очень тщательно подготовился к роли. В итоге ученый остался доволен тем, как он был представлен на экране, и даже разрешил использовать в фильме реальные звуки своего синтезатора речи.
Джулианна Мур получила, по мнению критиков, давно заслуженный «Оскар» в главной женской номинации. Награду ей, как и Редмэйну, принесла роль человека, которого постепенно поражает неизлечимая болезнь. В фильме «Все еще Элис» она играет профессора лингвистики, у которой диагностируют болезнь Альцгеймера.
Самым запоминающимся музыкальным номером стало исполнение песни Glory из фильма «Сельма», в котором рассказывается об одном из эпизодов в истории борьбы чернокожих США под предводительством Мартина Лютера Кинга за право голоса. Песня сама по себе духоподъемная, так еще и драматургия номера была выстроена так, что захотелось немедленно броситься бороться за свои права. Композицию исполняли Джон Ледженд, рэпер Common и хор. Публика в зале встала на ноги, у многих на глазах были слезы. Особенно расчувствовался исполнитель роли Кинга британский актер Дэвид Ойелоуо. Песня в итоге получила «Оскар».
По одной награде получили «Игра в имитацию» (лучший адаптированный сценарий), «Интерстеллар» (лучшие визуальные эффекты), «Снайпер» (звуковой монтаж). Лучший документальным фильмом признали «Гражданин четыре» Лоры Пойтрас, в котором рассказывается о деятельности бывшего сотрудника АНБ и ЦРУ, живущего сейчас в России, Эдварда Сноудена.
Лучшим мультфильмом был признан «Город героев» компании Disney. Еще на стадии номинации многих возмутило отсутствие в категории «Лего. Фильма». Эта картина была представлена на «Оскарах» только в одной номинации — «Лучшая песня». Зато какая песня! То, как композиция Everything is Awesome! была исполнена на церемонии, тоже, наверняка, не скоро забудется.
Комментарии