Бахрушинский музей нашел уникальный вертепный театр XIX века

Бахрушинский музей нашел уникальный вертепный театр XIX века

«Реставрация начинается с удаления поверхностных загрязнений с помощью специального пылесоса. Потом извлекаем поздние гвозди и разные детали, которые отправляются на реставрацию», – рассказывает специалист Бахрушинского музея. Чтобы воссоздать народный кукольный театр, чудом оказавшийся в фондах театрального музея, нужно разобрать его на части, укрепить всю конструкцию и заново собрать вертеп с уже восстановленными деталями. «МК» узнал об особенностях реставрации старинного вертепного театра.

Экспонат, которым уже полгода занимаются специалисты разных направлений, некогда приехал в Москву из Белоруссии. Ранее считалось, что старинный вертепный театр был куплен Алексеем Бахрушиным. Однако последние изыскания вывели исследователей на статью историка-этнографа Николая Виноградова, опубликованную в 1908 году в одном из выпусков «Известий Императорской академии наук». В ней говорится, что кукольный театр «приобрел от Шестакова» вместе с 34 куколками. Точно не известно, как и когда вертепный театр XIX века из Императорской академии наук попал в Бахрушинский музей, зато ясно, что это уникальный экспонат. В будущем он войдет в новую экспозицию, посвященную истокам национального театра России, а пока работа продолжается. Реставрация такого предмета – многоэтапный сложный процесс.

ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР 19 ВЕКА ИЗ ФОНДОВ БАХРУШИНСКОГО МУЗЕЯ. ФОТО ПРЕДСТАВЛЕНЫ БАХРУШИНСКИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ
После первичной очистки от пыли и поверхностных загрязнений за дело берется реставратор по дереву. Нужно аккуратно провести частичный демонтаж, чтобы укрепить конструкцию и смонтировать ее заново уже с восстановленными декоративными элементами. Пока один специалист колдует над самим вертепом, реставраторы по текстилю занимаются куклами. Нужно укрепить нити и восполнить утраты на костюмах.

Описание вертепа в упомянутой статье дает возможность реставраторам воссоздать его в подлинном виде. Вертепный ящик состоит из нижней части, где происходило само театральное действие, и верхней, представляющей собой церковную кровлю с куполом. Эксперты выявили, что верхняя часть вертепа была либо сильно переделана, либо совсем утрачена и сделана заново.

– Вертеп много раз чинили. И поскольку внесенные изменения уже являются историей предмета, реставраторы постараются сохранить все детали, – рассказывает заведующая реставрационной мастерской Бахрушинского музея Ольга Головлёва. – Мы надеемся вернуть первозданный вид горизонтальным плоскостям, на которых были закреплены куклы, потому что в процессе предыдущих чинок были перекрыты прорези, которые позволяли передвигать кукол во время представления. Реставраторы по живописи и бумаге подводят реставрационный грунт в местах утрат, удаляют старые подклейки, укрепляют кракелюр и трещины на панелях, восполняют потери в слоях бумаги и фольги. Живопись покроют реставрационным лаком, поскольку старый потемнел.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>