Арт-объект «Притяжение» превратился в символ отношений между людьми в пандемию

Арт-объект «Притяжение» превратился в символ отношений между людьми в пандемию

В музее-заповеднике «Царицыно» 20-метровая дамба превратилась в арт-объект. «Притяжение» — это инсталляция из двух расположенных друг напротив друга стульев высотой в три метра. От одного белого сидения к противоположному по пазлам стремятся синий и красный потоки краски, которые встречаются и смешиваются в середине — том самом месте, где наиболее сильна волна воды. Этот арт-объект художника Марины Звягинцевой неожиданно стал символом второй волны коронавируса — точнее, отношений людей в условиях затянувшейся пандемии. Он же стал поводом для размышления о будущем искусства.

— Сегодня такие правила, что мы не можем анонсировать уличные перформансы, которые проходят на арт-объекте. И, наверное, это правильно, ведь число заболевших ковидом растет. Но все же с паблик-артом проще, чем с искусством, которое показывают в галереях и музеях, где более строгие правила. Искусство на улице можно смотреть во время прогулки, без оглядки на ограничения, и оно больше резонирует, чем произведения, запертые в помещении, — рассказывает лидер паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева.

Арт-объект «Притяжение» стал продолжением проекта «Запертые чувства», который художник планировала открывать в центре творческих индустрий «Фабрика» еще весной. Однако из-за пандемии проект пришлось отложить. Он оказался пророческим — ведь концепция выставки связана с отношениями людей. До коронавируса многие уходили от реальности в виртуальный мир, но живое общение ничто не может заменить, уверена Звягинцева. И эта идея стала очевидной в дни изоляции.

После выхода из карантина Марина создала арт-объект «Притяжение», который занял место на дамбе Среднего Царицынского пруда. Его идея — та же: реальное общение, процесс обмена живой энергией между людьми, который нельзя заменить виртуальным симулякром. Визуально она воплотилась в краске, «разлитой» на пазлах между двумя гигантскими стульями, которые установили на дамбе. Живую энергию общения символизируют красочные потоки, написанные в технике биотипия (фирменный авторский стиль), которые «текут» по пазлам и встречаются в центре дамбы. Но есть непреодолимые обстоятельства, образ которых создает текущая по дамбе вода. Во время дождей поток усиливается так, что сносит пазлы, которые — на минуточку — весят по 50 килограммов каждый, а их в инсталляции почти 20 штук. Так же происходит и с нашими отношениями теперь, когда пандемия снова набирает силу.

— Арт-объект был задуман в конце лета, когда вторая волна была еще призрачной, — говорит Марина. — Но сейчас рост заболеваемости, и «Притяжение» превращается в символ желания людей общаться в реале, ограниченное эпидемиологической ситуацией. Поток эмоций, которые иллюстрируют потоки краски, разделен потоком воды. Так же и с человеческими отношениями сегодня: нас разделяют обстоятельства — трудно стоять в потоке и сохранять близкие отношения…

Марина Звягинцева второй раз делает масштабный арт-объект на территории музея-заповедника «Царицыно». Первый появился здесь год назад, в рамках проекта «Другая Атмосфера», ставшего частью фестиваля «Дачное Царицыно». Он назывался «Выход»: огромный плот с открытой дверью, перед которой стоял стул, плавал в Верхнем Царицынском пруду. Плот был закреплен на одном якоре и при ветреной погоде, благодаря парусности двери, дрейфовал вокруг своей оси на 360°. Этот визуальный образ иллюстрировал идею о том, что из любой сложной ситуации можно найти выход, если подняться над суетой и взглянуть через открытую дверь на бесконечность горизонта. «Притяжение» — тоже об этом: несмотря на все сложности, можно и нужно выстраивать «мосты» и сохранять живые человеческие связи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>