Рассказывает президент НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, президент Лиги здоровья нации, академик РАН Лео Бокерия.
Вес свинье не товарищ
Лидия Юдина, aif.ru: Лео Антонович, недавно учёные из Университета Мэриленда провели вторую пересадку сердца свиньи человеку. Как вы относитесь к таким операциям? Могут ли в будущем они стать рутинной процедурой?
Лео Бокерия: В целом пересадка сердца – это отработанная операция. Сегодня с донорским сердцем, в том числе и в нашей стране, живёт огромное количество людей. Среди них много и тех, кому операция была проведена 10–15 лет назад. Однако к пересадке органов от животного я, как и большинство специалистов, отношусь отрицательно.
Сердце – это насос, который перекачивает кровь. Поэтому большое значение имеет вес донора (свиньи) и реципиента (человека, которому проводится пересадка). Вес свиньи – около 200 килограммов, средний вес человека – 70–90 килограммов, а это другой круг кровообращения. Плюс сердце животного сокращается с гораздо большей частотой, чем сердце человека. В своё время я провёл несколько таких пересадок, но все они заканчивались тем, что через полгода приходилось искать нормальное донорское сердце и выполнять повторную операцию.
– Много ли сегодня проводится операций на сердце? Не уходят ли они в прошлое – в частности, из-за появления современных высокоэффективных лекарств?
– Как главный кардиохирург Минздрава, я уже более 20 лет готовлю сборник – отчёт, где приводится число больных, пролеченных хирургическим способом. Поэтому точно могу сказать, что от года к году количество операций увеличивается. При этом в кардиохирургии достигнут неимоверный прогресс. Когда я начинал работать, то даже не мог предположить, что при моей жизни будет найден столь эффективный способ воздействия на сердечно-сосудистые заболевания.
Особенность кардиохирургии в том, что она позволяет за одно вмешательство полностью избавить человека от его проблемы. Да, кардиохирургические операции могут продолжаться 5–8 часов, ещё несколько дней занимает выхаживание пациента, но после этого человека можно считать абсолютно здоровым. Он может делать всё что угодно – бегать, прыгать, заниматься профессиональным спортом. Если износился клапан, кардиохирурги меняют его на механический, который может работать 100 лет. Все эти перемены произошли на моих глазах. Когда я пришёл в Бакулевский институт, у нас 40% больных оставались на операционном столе после искусственного кровообращения. Но сегодня у нас появились кардиопрепараты, которые позволяют предотвратить жизнеугрожающие осложнения.
Многие люди, живущие в отдалённых районах, где нет возможности получить высококвалифицированную помощь, не знают, что они могут получить её в любом медучреждении, в котором захотят, – в том числе и в Бакулевском центре. Для этого им достаточно просто обратиться в наш центр.
Комментарии