Лаборатория искусства и науки удивила цифровой философией

Лаборатория искусства и науки удивила цифровой философией

В культурном центре «Восход» в Черноголовке результаты своих научно-художественных опытов представили местные жители — участники первой сайнс-арт-лаборатории — серией цифровых 3D-объектов. Арт-обозреватель «МК» изучил новое пространство, открывшееся в легендарном доме-колбасе, а также уличное искусство, появившееся в последние годы в наукограде.

Всего час езды от Москвы — и вы в Черноголовке — городе, ценном в первую очередь вовсе не своими напитками, а научной деятельностью. После Великой Отечественной войны деревня превратилась в город ученых. Произошло это благодаря Николаю Семенову — единственному лауреату Нобелевской премии по химии в Советском Союзе. В 1955 году он инициировал в Черноголовке строительство Института химической физики. Поселок, расположенный среди сосновых лесов, подошел еще и потому, что туда была проложена железная дорога (сейчас она не действует). Секретный научный институт строился ударными темпами, а население выросло в разы: с 300 человек в 1920-х до 13 тысяч в 1970-х. Сам академик Семенов построил в Черноголовке скромный одноэтажный домик. Он по сей день стоит на Первой улице — сейчас там музей.

Приветливая хранительница обстановки дома нобелевского лауреата, краевед Зоя Николаевна Толпыго, может пять часов кряду рассказывать о Николае Семенове. Человек он был многосторонний и веселый. Любил пошутить, отменно танцевал мазурку, пользовался популярностью у дам (был трижды женат, причем последний раз женился в 77 лет), без конца курил (складывая бычки в карманы пиджака и время от времени их докуривая) и дожил до 90 лет. Главное, он совершил революцию в научном мире, разработав теорию разветвленных цепных реакций. Химический процесс можно сравнить с медийным. Представьте, вы написали пост, и он зацепил. Количество репостов нарастает лавинообразно, по принципу разветвления — от вас, как от корня дерева, сообщение распространяется веточками по Сети. Но рано или поздно интерес к теме ослабевает, и пост перестают распространять. Так же и в химии: реакции (полимеризации, поликонденсации, ядерные) начинаются с малой вспышки, стремительно идут в рост, могут затухнуть сами по собе. Николай Семенов стал той силой, которая зарядила цепную реакцию развития наукограда в ближнем Подмосковье.

В центре города, у Дома ученых, установлен памятник Николаю Николаевичу, где он, в свойственной ему свободной манере, с папиросой в руке, рассказывает свои теории коллеге — ученому-практику Федору Дубицкому, а тот уже засучил рукава, чтобы воплощать идеи в жизнь. Бронзовые фигуры стоят на полотне, которое превращается в скатерть, что покрывает стол Семенова из того самого дома-музея, а на нем — рядом с телефоном и печатной машинкой — домики и институты наукограда (градостроительный генплан). Монумент скульптора Артемия Родионова, чьи работы украшают парижское метро (станция «Мадлен») и московскую подземку («Маяковская», «Сретенский бульвар», «Славянский бульвар»), был установлен в 2016 году по инициативе главы города Олега Егорова.

Это событие дало новую цепную реакцию. Недалеко от памятника основателю города и его сподвижнику появился монумент сигулярности (тоже работы Родионова) и мурал с оптическим эффектом — изображением птичек, черноголовых славок. Его создал уроженец наукограда Роман Иванов. Он же написал граффити на трансформаторной будке рядом с Институтом химической физики — изобразил Семенова с помощью паттерна, вдохновленного диффузией (химического процесса взаимного проникновения веществ друг в друга, воплощающего цепные реакции), на одной стороне стены. На другой красуется опытная мышь в окружении молекул, подсвеченных гелем-электрофорезом. На третьей — знаменитый портрет Эйнштейна с высунутым языком — в разных цветовых спектрах.

Руке Иванова принадлежит и граффити с портретами писателей, которые оживают, если навести на изображение экран телефона. Оно расположилось недалеко от школы, построенной по индивидуальному проекту Владимира Толмачева в 1962 году, с собственной обсерваторией и телескопами. Недавно рядом со школой появились солнечные часы нестандартного механизма, где вместо гнома (стрелки, отбрасывающей тень и указывающей время) есть шкала с часами и минутами. Солнечный свет падает на них сквозь прорезь и указывает время. А в прошлом году преподаватель этой школы своими силами организовал в городе первый астрономический фестиваль «Тушите свет» — с участием современных художников. То есть последние годы искусство потихоньку пускало корни в научную почву, а теперь выливается в целое движение.

Новая точка притяжения появилась в памятнике советскому модернизму 1970-х годов, который прозвали «колбасой». Здание строилось как общественно-культурный центр, но находчивые архитекторы прилепили к нему длинный «хвост» с квартирами для ученых, назвав многоподъездное сооружение пристройкой. Сейчас культурный центр возродился — усилиями Олега Егорова. Его второй мэрский срок истек пару недель назад, теперь он занимается развитием культуры и спорта в городе. Он пригласил в Черноголовку команду куратора и урбаниста Марии Туркиной, которая занималась Уральской биеннале, а этим летом проводила всероссийскую Ночь заводов. Они и организовали лабораторию искусства и науки.

Внутри лабораторное арт-пространство расписал один из участников проекта местный физик Иван Касимов. Он визуализировал сингулярность. Это многослойное понятие в философии означает единственное событие, растянутое во времени и пространстве. Визуализация Касимова выглядит космически: в центре как раз такая черная точка, вокруг которой кружат планеты, комические станции и загадочные иероглифы. В такой обстановке участники лаборатории демонстрируют свои цифровые проекты, которые делали с ноября и которые могли бы в будущем и физически появиться в городе.

Серия инсталляций «Твердое пламя» Владимира Ракитина, Анастасии Бариновой и Дарьи Горячевой представляет собой несколько цилиндров, внутри которых туда-сюда гуляют разноцветные плоскости. Это показан процесс горения, открытый в 1970-х гг. в Черноголовке ученым Александром Мержановым. Именно так пламя ведет себя в большом реакторе во время самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС). Наводишь на QR-код телефон, и перед тобой на экране многометровое «твердое пламя», которое можно поместить в любую точку перед собой. Пока это виртуальная инсталляция, но ее надеются установить во дворе так называемых «мержановских домов» — комплекса, построенного в конце 1980-х годов для сотрудников Института структурной макрокинетики (ИСМАН), директором которого был Мержанов.

Марьяна Лысенко, Мадина Султанова, Анна Горячева создали звуковую инсталляцию «Сновидения сосны». Речь о сосне, которая украшает флаг Черноголовки. Из ствола дерева выходят три ветки, кажется, визуализируя теорию Семенова о разветвленных цепных реакциях. Годами сосна росла рядом с научным институтом, но пару лет назад ее стерла с лица земли буря. Теперь дерево сохранилось только на флаге и в памяти местных жителей. Участники лаборатории как раз простроили свой проект на сравнении принципа цепных реакций и годичных колец дерева. И визуализировали сновидения дерева-символа в виде сфер, где вращаются люди и события, связанные с историей города. Помимо виртуального образа сосны в арт-центре можно найти старый патефон, на котором вместо пластинки — срез ствола. Трехглавая сосна стала героем и другого цифрового проекта — Романа Иванова и Елены Мартьяновой — «Цифровая реинкарнация». Дерево является на экране твоего телефона как кристаллизованная форма, словно сосна замерзла и превратилась в молекулярные сетки. Символ города можно поместить в любое место и в любое время.

Объект «Идеально неидеальный перовскит» предлагает исследовать кристаллические соединения, которые используют для преобразования солнечного света в электричество. То есть для создания солнечных батарей. Их исследование — еще одно черноголовское ноу-хау. Скульптура в виде кристаллической решетки могла бы когда-нибудь появиться в лесу или на поверхности местного озера, а пока ее можно опять же видеть через телефон.

Следующая цифровая работа называется «Графеновая опера» (авторы — Елена Фролова и Алина Подзорова). Проект игровой — посвящен аэрогелю на основе графена, который открыли нобелевские лауреаты, ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов, начинавшие свой научный путь в Черноголовке. Этот материал с высокой проводимостью используют, например, для производства передовых экранов телефона: гаджеты покрывают своего рода маской. Девушки придумали свои графеновые маски — для лица и в виде короны, повторяющей своей формой структуру графена. Их можно накладывать на себя в соцсетях, причем у каждой маски своя мелодия, исполненная на флейте.

Еще одна цифровая инсталляция вырастает прямо из пола. В разных точках арт-пространства можно найти два QR-кода, причем их рисунок созвучен настенному граффити. Наводишь на коды экран — и из небытия вырастает воронка. Эта попытка осмыслить общую теорию относительности принадлежит группе авторов — Ольга Винокурова, Иван Касимов, Михаил Артемов, Кирилл Севастьянов, Дмитрий Фомин, Григорий Баханов. Вкупе с муралом Касимова получается, что в этом культурном центре выросла тройная сингулярность. Словом, тут не только искусство и наука — а целая философия. Отдельно взятого города.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>