Подобная попытка показать науку через призму искусства прежде почти не предпринималась, если не считать редкие спектакли и фильмы из жизни серьезных ученых. В довольно сложные для страны времена, когда необходимо достичь технологического суверенитета, люди науки становятся культовыми фигурами, на них возлагаются огромные надежды. А искусство — прекрасный инструмент для популяризации научных достижений. И сегодня, пожалуй, можно говорить о тренде, который формируется на наших глазах. На сцену выводят ученых, их истории рассказывают широкой публике. Так, в творческих планах театрального сезона в Вахтанговском есть постановка о Льве Ландау. Теперь ученых на сцену выводит и Константин Богомолов.
«Ученые — такие же люди, как мы с вами, — поясняет необычный выбор героев Константин Богомолов, — ходят по улице, мы их видим, но не подозреваем, что рядом с нами — современные Леонардо да Винчи, Нильс Бор, Курчатов. Мы знаем актеров, режиссеров, музыкантов, но ведь ученые — тоже звезды, которые приносят в жизнь общества не меньше, а иногда и больше. Этим проектом мы хотели, в том числе, сказать, что у нас есть незаметные герои, гениальные люди, о которых потом будут писать книги. Давайте говорить о них сейчас, а не спустя десятилетия».
На данный момент готовятся два спектакля о двух огромных научных проектах: атомный проект XX века и квантовый проект XXI века. В центре внимания первого — Игорь Курчатов, научный руководитель советского атомного проекта. А в квантовом проекте ключевой личностью стал наш современник Илья Семериков — молодой ученый (ему всего 32 года!), который занимается разработкой универсального ионного квантового компьютера. Его усилия не напрасны: за четыре года Россия вошла в тройку лидеров по квантовым вычислениям на ионах, во многом благодаря и трудам Семерикова. Ученый присутствовал в Театре на Бронной.
Здесь необычно все, начиная с публики, которая пришла на презентацию. Традиционно мы ждем на подобных мероприятиях светские лица, бомонд. Но здесь само мероприятие подразумевает совсем другой состав гостей. Соединились люди науки и искусства. Так, среди гостей были журналист Владислав Флярковский, телеведущая и блогер Ида Галич, искусствовед Ольга Свиблова, Но главные в этот вечер здесь — знаменитый ученый в области нейронауки Татьяна Черниговская, океанограф Александр Осадчиев и другие ученые. Сам формат презентации проекта тоже неожиданный: уже на самой презентации соединили науку и искусство. Все началось с эскиза будущего спектакля, который представили Игорь Миркурбанов и Константин Богомолов. Миркурбанов перевоплотился в великого физика Игоря Курчатова и зачитал его речь на XX-м съезде КПСС, которая заканчивается мыслью, что «быть советским ученым — большое счастье». Вспомнили наши атомные достижения — атомную бомбу и атомные станции, кратко рассказав о них через отрывки писем Курчатова — о науке через призму конкретной личности.
Затем вышел сам Константин Богомолов. Стоя на фоне задника, пестрящего научными терминами, — коммутатор, эффект наблюдения, квантовая запутанность, глюоны, альфа-частицы и др., — режиссер рассказал о проекте, опровергнув утверждения, что наука и спектакли о ней могут быть скучными: «Эти спектакли не только просветительская история, они будут развлекательные и увлекательные, — поясняет Богомолов, — Наша задача не занудствовать, не устраивать скучных лекций, а создать интересное зрелище. И участвовать будут в этом прекрасные актеры».
Сама идея проекта возникла из потенциально скучного мероприятия: Константина Богомолова пригласили в Российский квантовый центр. Сам он признался, что ехал туда лениво и ожидал 3-4 часа занудства. А вернулся оттуда с идеей, отвечающей вызовам современности. После яркой речи лидера Бронной прямо на сцене состоялась дискуссия о взаимосвязи науки и искусства. Зажигали Михаил Швыдкой, Татьяна Черниговская и Илья Семериков, а модератором дискуссии стала Софико Шеварднадзе, которой пришлось непросто среди таких спикеров. Дискуссия пестрила высказываниями, претендующими стать крылатыми. «Культура консервативна, это система запретов. Наука и искусство, в отличие от культуры, открыты новому. Путать не стоит!» — формулирует Швыдкой.
Черниговская вернулась к вечному вопросу о первичности яйца или курицы, но на примере науки и искусства ясно, что искусство науку все же опережает. Аргумент не результаты исследований, а … картина Рене Магритта «Ясновидение», изображающая художника, смотрящего на яйцо. Перед ним — холст, на котором птица. Искусство первичнее науки, оно предсказывает будущее: «Оно не десерт, не добавка к серьезным вещам. Это другой тип общения с миром, настоящее будущее важнее науки, потому что науку скоро смогут делать железные монстры», — заключила Черниговская.
Она напомнила, что еще с античности наука и искусство были едины, расхождение по разным углам произошло сравнительно недавно. А значит, их синтез, происходящий на наших глазах, — вполне логичная история. Кстати, делить людей на технарей и гуманитариев — тоже антитренд по словам Черниговской. В качестве аргумента она привела дневники ученых, которые показывают нам, что они — люди искусства. В этом мы имели счастье убедиться еще в самом начале презентации, когда были продемонстрированы выдержки из писем Курчатова. Может, «Голоса будущего» — это тоже своего рода игра на опережение, когда искусство предскажет, где прячется будущее?
Комментарии